А теперь о "Слишком поздно" — автобиографии А. А. Милна. Попалась мне в рулетке, но я не успела дочитать ее в срок, потому что на меня куча всего свалилась. Но сейчас я дочитала и мне хотелось бы привести несколько отрывков оттуда, прежде чем высказать свое мнение.
1"Лишь бы я не понял больше, чем вы хотите сказать".2"Когда какой-нибудь надменный молодой интеллектуал яростно громит не только свою собственную школу, но и всю систему закрытых школ, он ясно дает понять, что уж самим-то собой вполне доволен; так неужели любая другая система смогла бы воспитать его еще лучше? С другой стороны, грубоватый сельский сквайр, любитель охоты на лис, возможно, полагает, что нельзя назвать разумной систему, дающую на выходе продукт вроде этого высокоинтеллектуального обитателя Блумсбери — а тот, в свою очередь, винит систему за существование таких вот охотников на лис. Похоже, закрытые школы не слишком нас меняют. Сквайры остаются сквайрами, а ханжи — ханжами".3"Зануда – это человек, который упорно стремится рассказать вам о своей недавней игре в гольф, когда вам хочется рассказать ему о своей".4"На распространенную реплику: "Меня в детстве били, и я от этого глупей не стал" — так и напрашивается ответ: "А от чего жетогда стал?"5"О, эти долгие, нелюбимые часы, которые мы проводили в церкви, о, эти потраченные впустую золотые часы! Ради чего мы туда ходили? Даже если верить, что некая Непостижимая Сущность, создавшая эту непостижимую вселенную, крайне заинтересована в том, чтобы крошечные атомы в одном из миллионов миров славили ее заученными словами каждый седьмой день недели, вероятно, ей также небезразлично, чтобы слова эти произносились осознанно? А если слабому детскому разуму не под силу уразуметь их смысл, то что там делают дети? Неужели одно и то же наставление способно возвысить и принести успокоение папиной душе и моей? Потраченные впустую золотые часы, в которые нас убеждали не желать жены, вола и осла ближнего своего. Нас оторвали от коньков ради благой вести: Господь – не три непостижимости, а одна!.. Боюсь, вряд ли это утверждение смягчило наши сердца и заставило отнестись к нему более дружелюбно".Пожалуй, начну. Когда-то у меня уже сложился стереотип о людях, пишущих автобиографии. Его можно описать следующей картинкой:
КартинкаИ ожидала я чего-то вроде пения самому себе дифирамбов. Не в явном виде, так в скрытом. Я прочитала аннотацию, которой не стала верить на слово, и принялась за чтение. Автобиография начинается с описания детства. Когда я читала о детстве, у меня было ощущение, что я читаю выдуманный кем-то рассказ, а не описание чьего-то настоящего детства. Мне кажется, не так уж просто суметь так рассказать о себе. Очень понравилось то, что хорошо показано постепенное отделение от родителей, поиск своего места. Интересно было прочитать о том, как он пытался найти себе работу и вызывает уважение то, что это не было преподано как-то хвастливо, а вполне честно идостойно. Также вызывает уважение то, что была написана автобиография именно писателя, а не "я такой классный, поэтому ишу о себе книгу". Понравилось то, как написано об отношении к войне. Искреннее мнение человека со зрелым разумом. Что любопытно, все знают, что Милн написал "Винни-пуха" и думают, что он специалист по сказкам. Забавно было узнать, насколько это далеко ои истины.
В общем, книга оставила приятные впечатления о себе, но главным образом об авторе.